ВОПРОС:
В первую очередь хочу сказать Вам большое спасибо, что Вы отвечаете на наши вопросы. Я сейчас расстроена поведением дочки, но почитав некоторые вопросы и ответы поняла, что у меня как раз типичная ситуация, но все равно растерянность присутствует.
Моя дочь 3 года и 4 месяца достаточно упрямый и самостоятельный ребенок, но до этого по попе ей досталось один раз, а за последнюю неделю раз 5. По любому поводу скандал, слезы, Я хочу, Я так сказала и т. д. Раньше мы только посмеивались и удавалось купировать ситуацию. Сейчас просто кошмар. Увидела ерундовую игрушку - Хочу и все, причем раньше уговоры типа мы обязательно купим, но лучше и в магазине действовали, сейчас Хочу и все. С ней сидит бабушка, а вечером родители приходят с работы, бабушка уходит домой, поцелуй, спокойно расстались. Сейчас крик сиреной "Бабуля, не уходи", истерика, в итоге, после 10-30 мин уговоров, хватаем в охапку и держим силой минут пять пока бабушка не удалиться на безопасное расстояние. Посоветуйте, что почитать и что делать в таких ситуациях. Абсолютно не хочется ломать ребенка.
О кризисе 3-х лет
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12020-04-07 19:07:42
Поделиться22020-04-07 19:07:56
ОТВЕТ:
Необходимая теория о кризисе 3-х лет (много : -)))
Здравствуйте!
Я буду отвечать долго, потому что тема очень важная и болезненная. Вначале я буду приводить теорию из своего архива, затем, практические советы.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.
Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша".
Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития.
Начинается переходный период - кризис 3 лет. И мы подходим к кризису 3-х лет: Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Итак, что со всем этим делать:
1. понимать, что это временно!
2. Подумать о том, что говорить ДА и плыть по течению всегда легче, чем сказать Нет, противопоставляя себя миру. (даже если это «нет» результат проживания кризиса).
3. Иметь в запасе множество способов переключения внимания. (если будет возможность, приходите на семинар Игротерапия, почитайте книги Фопеля, запасайтесь пальчиковыми или "наручными" игрушками),
4. Дать возможность ребенку «прожить» (вывести из тела) накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушку, выдувать мыльные пузыри…
5. пересмотреть свою систему разрешений и запретов. Сейчас каждый ваш запрет (уже, возможно, устаревший, будет вызывать кризис.
6. Вместе с ребенком найти и развивать ее талант.
7. Очень помогает игра «наоборот» - если вы будете говорить девочке – ни в коем случае не одевай носочки, нельзя мыть руки перед едой… и помогут все игрушки, которые у вас есть в доме. Взяв в руки игрушку, можно от ее имени попрощаться с бабушкой. И, кстати, сразу сказать девочке – давай приготовим бабушке к ее приходу сюрприз – тортик, поделку и т.п. Так вы переключите внимание с травмирующего настоящего на радостное будущее.
8. и, конечно, сейчас ей нужно больше чем когда-либо ваше присутствие и тепло.
Удачи и терепния вам и взрослеющим деткам